Кризисная и экстренная психологическая помощь. Ранние интервенции после травматического опыта.
Экстремальная ситуация: определение, классификация, психологические особенности. Виды и уровни психологической помощи в первые три месяца после экстремальной ситуации: первая и/или экстренная, кризисная. Особенности роли психолога при техногенных и природных катастрофах. Особенности роли психолога при социальных катастрофах. Принципы этической работы в ЧС: безопасность, конфиденциальность, доступность, культурная чувствительность.
Психические и поведенческие реакции пострадавших в ЧС
Типология стрессовых реакций: острая реакция на стресс, АРС, ПТСР и другие отсроченные психические негативные последствия.
Дифференциальная диагностика острых состояний и хронических расстройств.
Работа с группами риска: дети, пожилые, лица с психическими расстройствами.
Первая психологическая помощь в экстремальных ситуациях (в течении месяца после экстремального события): понятие, цели и принципы работы. Протоколы первой психологической помощи: Метод Ичиро Накогавы «Постукивающее прикосновение». Техники осознанности и регуляции аффекта в моменте. Мотивы из символдрамы: работа с острыми реакциями через метафоры и символы (например, «Времена года»). Перваяпсихологическая помощь: модель RAPID (Johns Hopkins): R – Rapport and Reflective Listening; A – Assessment; P – Prioritization (сортировка); I – Intervention; D – Disposition and Follow-up и др.
Модели и протоколы ранних интервенций в EMDR
Протокол немедленной стабилизации жертв в EMDR (ISP – Immediate Stabilization Protocol). Знакомство с протоколами в методе EMDR: R-TEP (Recent Traumatic Episode Protocol), E. Shapiro & Laub, 2008; G-TEP (Group Traumatic Episode Protocol), E. Shapiro & Moench, 2017. Групповой протокол экстренного реагирования в методе ДПДГ/ EMDR с применением техники Flash (Е. Казенная, 2022)
Организация психологической помощи в ЧС
Работа в команде: взаимодействие с медиками, спасателями, педагогами.
Психологическая помощь в образовательной среде: дети, педагоги, родители.
Работа на телефоне «горячей линии»: этапы, алгоритмы, техники.
Поддержка семей, переживших травму или утрату: принципы семейной терапии, работа с гневом, скорбью, связью поколений.
Основная работа тренинга направлена на преодоление страха смерти и страх утраты близких.